Добро пожаловать на сайт
учителя начальных классов
Степановой Марины Сергеевны

SMS00.RU
. . : : :

Тема. М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» (Моделирование- как способ развития творческих способностей дошкольников и мл. школьников)

 

Цель урока: создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

Задачи.

Образовательные.

-Продолжить работу со сказкой.

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у учащихся сравнивать народные и авторские сказки.

Развивающие.

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные.

- Организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД

Личностные. 

- Ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные.

- Целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  

Коммуникативные. 

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;   

практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные. 

- Проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты.

Предметные.

- Находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-Называть основные события сказочного текста;

-Знать основные особенности авторской сказки;

Метапредметные.

-Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные.

-Проявлять интерес к чтению сказок;

-Понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Используемые технологии: использование элементов технологии критического мышления;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии- моделирование.

- здоровьесберегающие технологии.

Методы и приемы: монолог, диалог, выборочное чтение, «Мозговой штурм», «Синквейн».

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, карточки с заданиями, презентация.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

    Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь и улыбнитесь гостям. Садитесь.

II. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Работа с партнером по плечу. 

 - А теперь за работу! А как будем работать - догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.  

Слайд 1

1. Игра «Доскажи словечко».  

Тексты будем мы …  (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

Слайд 2-3 

2. Игра «Произнеси верно»

   - Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).

 

Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.

 

- Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?  (Безударная гласная, звонкие и глухие согласные)

   - На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать,

3. Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

- Какое сейчас время года? Назовите приметы осени.  Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Продолжаем работать.                             правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

  1. . Сообщение темы и целей урока.

- А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Слайд 4

Почему звучит именно восточная мелодия?   (Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова).

У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку. Лермонтов написал эту сказку в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык. Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким. Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает «влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является мест-

ной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

   Слайд 5

      Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».

Я знаю вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

     Сегодня мы завершаем работу над этим произведением. Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете.   Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы Слайд 6

1. Проанализируем образы героев, составим характеристики героев произведения.

2. Ответим, чему нас учит сказка, и почему она актуальна сегодня, что несёт она нам, современным читателям. Методом исследования мы найдем ответы на поставленные вопросы.

IV. Проверка домашнего задания.

1.

Первым этапом исследовательской работы стало домашнее задание.

    Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы.  

Слайд 7 

    На какие 2 группы делятся все сказки? Сказки авторские и народные.

Слайд 8

    Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.

    Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?

Слайд № 9

Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебные помощники, добро побеждает зло.

     Какие географические названия встречаются в сказке? Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян.

Слайд № 10

    Предлагаю рассмотреть карту современной Турции.  Давайте посмотрим, есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия?  Карс – Карс, Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии),  Арзурум – Эрзурум,  Арзиньян – Эрджиньян . Теперь вы видите путь Ашик-Кериба. Очевидно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно.

Ребята, давайте сформулируем вывод.

     Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

2. - Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, как внимательно вы читали. 

-  Для этого вы решите кроссворд, который готовили дома (Дима Ращевцев у доски)

 

     Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше.

3.Чтобы вспомнить сюжет сказки и охарактеризовать героев, предлагаю посмотреть небольшой отрывок из сказки- инсценировку.

(После просмотра сценки перечисляют основных героев сказки)-

-Перечислите героев сказки.

(Ашик Кериб, Магуль –Мегери, Куршуд-Бек, сестраАшик –Кериба, его мать, Св.Георгий (Хадерлиаз), купец.)

4.Работа с иллюстрациями:

- Как называются рисунки к произведениям? (Иллюстрации)

- Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)

- Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?

(Художники-иллюстраторы)  

   Второй этап исследовательской работы. Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске). Вот получился картинный план произведения. (Вступают Егор, Вика Иваничева, Кристина, Аня)

V. Работа по теме урока

 

1. Работа по содержанию сказки.

а) Выборочное чтение.

Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.

    Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

(стр.104) Слайд 13    

     Только поздно вечером Ашик-Кериб отыскал дом свой. Стучит он в дверь дрожащею рукою, говоря:

- Ана, ана, отвори: я Божий гость; я холоден и голоден; прошу, ради странствующего твоего сына, впусти меня… Но дочь, не внимая её упрёкам, встала, отперла двери и впустила Ашик-Кериба. 

(стр.107) Слайд 14  

    Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.

(стр.110) Слайд 15

    Тогда Ашик взял комок земли из-за пазухи, развёл его водою и намазал матери глаза, промовля:

-Знайте все люди, как могущ и велик Хадерилиаз.

Физкультминутка       Слайд 16

б) Фронтальный опрос

Вернемся к героям сказки. Слайд 17

- Зашифрованы имена героев. Добавьте гласные звуки и назовите имена главных героев произведения.

Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.

      Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные?

Ашик-Кериб бедный музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;

      Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову, любит Ашик-Кериба, покорная.  Куршуд-бек, злость, зависть, непорядочность,

обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.

          Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.

Может ли это служить ему оправданием?  

VI. Обобщение и закрепление знаний.

б) Творческая работа в группах

      Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание. Не забываем правила работы в группах.

Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд 20

Какие части речи используются? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

1. Ашик-Кериб   1 группа

1. Магуль-Мегери   2 группа

1. Куршуд-бек.  3 группа

VII. Рефлексия. Итог. Оценивание. Слайд 21

- Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?

- Подходит ли наш эпиграф к сказке?

- Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?

- Что главное поняли на уроке?

- Чему учит сказка в наше время?

- Оцените свою работу на уроке с помощью рук!

         

VIII. Домашнее задание    

По выбору: 1. Составить 5 вопросов по содержанию произведения.

     

                2. Чтобы вы добавили от себя к сюжету сказки.    

 

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………

Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

 

 

 

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………

Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

 

 

 

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………

Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

Тексты будем мы … 
Информацию  из  текста …
Точку  зрения …………….
На вопросы …………………

Новое для себя………………
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … …………..

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

Скачать материалы к уроку