Добро пожаловать на сайт
учителя начальных классов
Степановой Марины Сергеевны

SMS00.RU
. . : : :

Русский язык

Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова»

орфограммы в корнях слов презентация   Презентация к уроку

2 класс

М.С. Степанова МБОУ №46

Целевые установки урока: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; обсуждать алгоритм действий для решения орфографической задачи на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова и использовать алгоритм в практической деятельности; объяснять, доказывать правильность написания слова с орфограммой на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова; различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами и обосновывать их написание; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы; оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование. Динамическая картина «Море»; овощи (помидор, капуста, горох, огурец, морковь); картинки-медузы; карточки с гласными буквами ( а, о , е, и, я); карточки со словами: осень, ягода, смотрел, обезьяна, пчела, погода, дожди, запад, прямой, север, моря, багаж, свистел, шоссе, тяжелый, магазин, звезда; ребусы; текст с ошибками; тест; кораблики и паруса.

Ход урока

Ι. Мобилизующий этап.

Слово учителя. Встали ровненько. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

     На улице пасмурно и холодно, но мне бы хотелось, чтобы солнечно и тепло было на нашем уроке. А теперь покажите звездочки, соответствующие вашему настроению.

ΙΙ. Самоопределение к деятельности.

У. Сегодня у нас необычный урок. Это урок-приключение. Мы с вами отправляемся в путешествие, а вот в какое, вы определите сами:

Вет…р на м…ре гуляет

И к…раблик подг…няет,

Он плывет себе в в…лнах

На поднятых п…русах.

 

У. Итак, в какое путешествие мы отправимся?

Д. В морское.

У. Если наше с вами путешествие получится удачным, то в конце путешествия мы с вами найдем самый настоящий клад, но каждый из вас должен хорошо потрудиться.

Включается музыка. Под неё забегает пират.

- Здравствуйте, карапузики! Вы узнали меня? Я знаменитый пират. А зовут меня Джек Воробей, сто чертей и одна ведьма! Я путешествую по морям и океанам под парусом. Хотите отправиться со мной в путешествие?

Д. Да!!!

Пират. Ах, детки, детки, все обманывают вас! Послушайте правдивейший рассказ! Вас в школе будут голодом морить, Линейкой по затылку будут бить,

Вас будут заставлять учиться, но это вам потом не пригодится.  У школьников ужасное житье! Здоровье вы загубите свое!

Со мной согласны вы? Всё это так?

Д. Нет!!!

Пират. Ну конечно! Настоящие морские пираты должны быть умными и находчивыми и еще они должны уметь искать клады. Вот и вы должны преодолеть все препятствия и найти клад, который я спрятал. Желаю вам удачи и жду клада! Я надеюсь вы со мной поделитесь?! Ух, сто чертей и одна ведьма!

У. Мы отправляемся на корабле по островам океана Мир слов. А вот с какими законами орфографии мы встретимся, узнаем, когда вставим пропущенные буквы в отрывок из какой сказки?

Д. Этот отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

(Ребята поочередно выходят к доске и вставляют пропущенные буквы, доказывая правильность их написания.)

У. Молодцы, справились с заданием. А теперь скажите, с какими орфограммами нам предстоит встретиться в путешествии по океану Мир слов?

Д.С проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слов.

У. Итак, какова тема нашего урока?

Д. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. (На доске появляется слайд с темой урока)

У. А теперь сформулируйте цель нашего урока.

Д. Цель нашего урока - определять и различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, объяснять, доказывать правильность их написания.

У. А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа.

ΙΙΙ. Словарная работа.

Подготовка к плаванию.

У. Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Почему каждый овощ так важен для человека?

Д. Потому что содержит в себе необходимые элементы для жизнедеятельности человека.

У. А вот какие овощи мы возьмем с собой, попробуйте отгадать.

  1. Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком. (помидор)
  2. Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова». (капуста)
  3. Огородное растение с крупными семенами- горошинами. (горох)
  4. этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым. (огурец)
  5. Про этот овощ сложена загадка: «Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы срывали». (морковь)

(По мере отгадывания загадок дети записывают название каждого овоща, обозначают ударение, подчеркивают буквы, написание которых надо запомнить.)

Взаимопроверка словарного диктанта.

У. Все ли овощи целы и свежи, или у кого-то есть испорченные?

Ответы детей.

У. Итак, мы отправляемся в путь на нашем корабле.

На интерактивной доске появляется кораблик/

ΙV.Физкультминутка.

Штормы и ветры нам не страшны,

Ждут берега нас далекой страны.

Пусть бури и ветры! С тобой верный друг,

И помощь протянут тебе сотни рук.

  1. Работа по теме урока.

У. Мы плывем по океану Мир слов, приближаемся к острову Ударный. (Слайд с изображением острова) Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете почему?

Д. Освободить эти слова от злых медуз можно только в том случае, если подобрать проверочные слова.

к…менистое дно
м…рской к…нек
к…товая акула

рыбы-прил…палы
з…леные водоросли
к…лючий ерш 

с…леные брызги
ск…листый берег
г…лодная рыба

 

Учащиеся показывают на карточках пропущенные буквы. Учитель убирает медузу, дети доказывают, почему именно эту, а не другую гласную нужно написать. Класс оценивает правильность ответов.

У. Как проверить безударный гласный в корне?

Д.

 

«Безударный гласный звук причиняет много мук.
Как писать гора, трава и слова моря, дела?  Чтобы не было сомненья, ставим звук под ударенье: Горы, травы, море, дело! Вот теперь напишем смело.»

 

 

 У. А теперь снова отправимся в путь искать приключений и новых друзей. Поплыли?! (Пока будем плыть, немного разомнемся)

 

VΙ.Физкультминутка. Чунга – Чанга.

VΙΙ. Фронтальная работа.

У. Перед нами остров Словарный. Вас встречает попугай Гоша. Он интересуется, сможете ли вы исправит ошибки в следующих словах:

лапата

картина

польто

адежда 

обед

молако

пасуда

сахор

 

Учащиеся выписывают слова, исправляя ошибки.

У. Назовите орфограммы. Как проверить написание этих слов?

Д. По орфографическому словарю.

«Вот слова словарные – Трудные, коварные. Без проверочной родни В словаре живут одни.»

Попугай Гоша хвалит детей за успехи и прощается с ними.

У. Ребята, дельфины к нашему кораблю прибили бутылку. (Слайд с изображением дельфинов) Как вы думаете, что там? Давайте проверим. (Учитель вызывает к доске ребенка, который вскрывает бутылку) Сигнал о помощи:

«Ребята, помогите! Наш остров захватили дикари! Пока вы не исправите ошибки в их задании, они нас не выпустят». Жители острова Безграмотный. (На каждую парту выдаются пословицы с ошибками.)

 

На чужой старонушке рад сваей варонушке.

Каждой птице свое гниздо любо.

Радная зимля и в гарсти мила.

Ребята объясняют смысл пословиц и доказывают правильность выбора букв.

У. Ну что, справились с заданием? Молодцы, ошибки исправлены!

И снова в путь.

VIII.Физкультминутка. «Морячка».

  1. Работа в парах.

У. А сейчас мы приближаемся к острову Мирный. Хозяйка острова обезьянка Кика приготовила для вас следующее задание: распределить слова на две группы, а вот на какие, вы должны определить сами.

Ст…лы, яг...да, за…ц, зв..нок, в…рона, д…жди, пр…мой, с…нтябрь, б…рёза, св…стел, ст…на, м…г…зин, зв…зда, вет…р.

 

    Взаимопроверка.

У. Итак, на какие группы вы распределили слова?

Ответы учеников.

Ребята плывут на остров Смекалистый. Пока плывем, отдохнем. (Дети выполняют упражнение для глаз.)

Дети выполняют упражнения для глаз. (На доске появляется слайд)

  1. Работа в группах.

Нас давно ждет на этом острове маленький слоненок. Он учится в школе зверей и никак не может справиться с домашним заданием. Поможем ему? А работать мы будем в группах.

(Каждая группа получает ребусы и решает их.)

Дети прощаются со своим новым другом – и снова в путь.

У. А сейчас мы плывем на остров Сокровищ.

У. Чтобы найти сокровища или клад, нам необходимо правильно выполнить все задания теста и ответить на вопросы.

Дети выполняют задания теста с последующей проверкой (сверяют с ответами на интерактивной доске).

У. Поставьте себе справедливую отметку.

С какими законами орфографии мы встретились в путешествии?

Ответы детей.

У. В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

Ответы детей.

У. А вот и сам клад.

На память о нашем путешествии по океану Мир слов каждый ученик получает свой кораблик, на этом кораблике необходимо наклеить паруса соответствующего цвета по настроению.

У. Мы плывем домой, делиться впечатлениями!

XII. Итоги урока.

У. Оцените каждый свою работу на уроке при помощи разноцветных парусов. А теперь поднимите и покажите свои кораблики.

У. Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Оцените свою работу на уроке.

Ответы детей.

У. Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие.

Дом. задание. Написать небольшое сочинение, историю путешествия вашего кораблика. Название можете придумать сами. «Я путешествую на кораблике» и т. д. (А завтра мы сделаем выставку ваших работ, сочинений)

У. Молодцы, ребята! Вы настоящие путешественники: смелые, находчивые, сообразительные, знающие. Урок наш окончен.

Д. Желаем всем добра, здоровья и старанья.

Прощаемся и говорим всем «До свидания!»