Цель: Определить основные обычаи русского народа и выяснить, насколько они сохранились в современном мире.
Задачи:
- вызвать и развить интерес к истории к народному творчеству
- получить представление об основных обычаях, традициях и обрядах русского народа
- исследовать современное знание обычаев русского народа среди учеников
- осмыслить роль и значение обычаев в жизни и в наше время.
Ход урока.
Организационный момент.
Все вошли. Входит учительница.
Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие гости. Сегодня у нас будет урок этики, но не совсем обыкновенный. Сегодня мы с вами поговорим об обычаях и традициях русского народа. Кто знает, что такое традиция или что такое обычай? Традиция – это существующий очень долгое время набор привычек, обычаев, правил, которым следуют люди в жизни. Например, когда вы входите в помещение, вы здороваетесь со всеми людьми, которые есть в помещении, или только с теми, кто вам знаком? А вас удивляет, что вы делаете это именно так, а не иначе? А что делают мальчики, если они вошли в помещение в шапках? А девочки шапочки снимают? Вот, это всё и есть традиция. А что такое обычай? А обычай – это такое правило, к которому все привыкли, потому что уж очень давно заведено это правило. Кто помнит, на какой праздник мы обязательно наряжаем ёлку? Вот, поставить дома красивую ёлочку на Новый год, это и есть обычай. А хотите, мы совершим небольшое путешествие в прошлое, чтобы узнать, какие обычаи были у русских людей в старину? Тогда начнём с того, как на Руси встречали гостей. Давайте попросим наших гостей зайти в класс так, словно всё происходит в старину. (Гости входят, земно кланяются, говорят: «Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Хозяева с караваем, кланяясь: «Здравствуйте, гости дорогие, добро пожаловать на нашу хлеб – соль!» Гости берут по кусочку хлеба, макают в солонку, стоящую на хлебе, едят, принимают хлеб в полотенце и снова кланяются хозяевам. Те кланяются в ответ. Хозяйка просит гостей пройти и гости проходят на свои места.
ВЕДУЩАЯ. Хлебом-солью на Руси встречали очень желанных, самых уважаемых и дорогих гостей. Хлеб был главной пищей русского человека, символом самой жизни. Поэтому поднесение хлеба показывало степень уважения хозяев к гостям. Если в доме праздновали свадьбу, то хлеб пекли особенно богатый, по особым, старинным и строгим обычаям, и называли этот хлеб караваем. А соль была настоящим богатством в домах русских людей. Без соли нельзя есть. Поднеся гостю хлеб и соль, русские люди подносили ему самое дорогое и главное в доме. А кстати, кто обратил внимание, как хозяева передавали гостю хлеб? Правильно, в полотенце! (Просит показать полотенце). Такое полотенце называли рушником. Концы рушника обязательно были вышиты.( Всё показывается на полотенце). А зачем нужна была вышивка? Для красоты? (Отвечает тот, кто показывает полотенце: «Конечно, вышитые рушники очень красивы и русские люди по праздникам украшали ими свои избы. Но важнее, что этим вышивкам приписывали магическую силу охранять от зла то, что эти рушники собой накрывали. Накрывали, например, хлеб и верили, что теперь ничего плохого с хлебом случиться не сможет. И когда человек этот хлеб съест, то у него всё будет лучше, чем было раньше».)
Игра : Каравай.
ВЕДУЩАЯ. Вещи, которыми люди пользуются каждый день, называются утварью. А что из старинной русской утвари вы знаете? Рассмотрите, что стоит на столе (рассказ ребёнка о самоваре, о корзинке, хохлома, глиняный кувшин(молоко, напитки из мёда) (Показываете что есть, рассказываете понемногу. Хорошо, чтобы показывали ребята, они же и рассказывали.) О ложках: расписными ложками не ели, их держали для красоты, для богатого подарка. Да и деревянная расписная посуда была очень дорога: роспись делалась по серебряной или оловянной грунтовке, а это стоило дорого. Расписная деревянная посуда выставлялась на царский стол. В крестьянстве – только как украшение и очень редко. Ели белыми, не расписанными ложками, зато нередко с резным узором. С такой ложки едой не обожжёшься. Ложки умели вырезать в любом крестьянском доме, хотя были и мастера – ложечники. А кого называли ложкарями? Тех, кто умел играть на ложках. Хотите, сыграем? Игра на ложках. (Ребята поют «Ах, вы сени, мои сени…») После игры. Посиделки. Ребята на посиделках ведут рассказ об обрядах. 1. Вчера моему братишке исполнился годик. А в год проводится обряд « пострижены». Вчера полностью состригли волосы со словами:»волосики тоненькие отрезаю, а здоровые да длинные заговариваю, А чтобы его не сглазили я на правую руку ему привязал(а) красную ленточку. 2. А моя сестра, летом вышла замуж. Я был на венчание. Венчание - очень красивый , трогательный обряд. Сначала, до венчания, приходили к нам сваты. Родители дали согласие. А потом моей сестре и жениху связали руки полотенцем (или платком) (показывает вот так) и трижды водили их по кругу двора. 3. А мы недавно крестили младенца. 4. Скоро Рождество. Пойдём колядовать! А что это? Это когда молодёжь: парни и девушки собирались в группы, рядились в костюмы, маски и ходили по домам. Переходя из одного дома к другому, под окнами или в избах поют песни в честь праздника. А хозяева в награду давали угощения или деньги. Коляда, коляда Отворяй ворота Открывайте сундучки Доставайте пятачки 5. А я люблю - масленицу. Это время блинов и оладушек. На масленице сжигают чучело. Люблю пляски, хороводы.
(Дети встают в хоровод и исполняют русскую народную песню: «Во поле берёзка стояла»)
Нередко во время гулянья раздавались шутливые дразнилки. Но не для того, чтобы обидеть кого-то, а для того, чтобы повеселиться. А вы знаете дразнилки? (Дети выходят в зал, делятся на две группы и по очереди выкрикивают дразнилки)
Маринка – корзинка прыгала, скакала, В болото упала.
Андрей - воробей, не гоняй голубей.
Гоняй галочек из – под палочек.
А у Васи на носу ели кошки колбасу.
Наташка – Пышка на улицу вышла
На камушек села, яблоко съела.
Николай, Николай! Сиди дома, не гуляй. В балалаечку играй.
Ваши вороны к верху пузом летят.
А ваши, разини, задравши головы глядят.
А кто знает, в какую одежду одевались в старину русские люди? Кто покажет нам свои костюмы? (Разбираете у мужчины; рубаха, порты (словом «портьё» называлась одежда вообще. Отсюда и слово «портной») Рубаха вышивалась по плечам, рукавам, горловине и подолу. Как и в случае с рушниками, вышивка считалась магическим оберегом, через который не проберётся никакое лихо. Поэтому вышивка на рукавах, горле и подоле защищала «входы» под рубаху, а плечи, в них главная сила работника, защищали особенно. Обязательна для мужчины шапка). (Разбираете женскую одежду: рубаха, сарафан, для взрослой женщины ещё и головной убор. Девушка могла ходить с непокрытой головой, а для женщины это было преступление, даже домашние не должны были видеть её волос. И для мужчин, и для женщин обязательно было подпоясать рубаху. Пояса (тонкие), кушаки (широкие) – совершенно обязательная часть костюма. До сих пор мы говорим «распоясался» о человеке, который ведёт себя грубо, неприлично, так, как вести себя на людях нельзя. Потом можно перейти к тому, что поведение на людях вообще требовалось спокойное, вежливое, скромное. Девушка, которая позволила бы себе «распоясаться», не могла рассчитывать на хорошее замужество. Да и юноши, не знающего «вежества», то есть «невежи», сторонилась бы любая хорошая семья и не отдала бы за него свою дочку).
«В старину молодые люди не могли выбирать, кого любить, на ком жениться, за кого замуж идти. Жениха и невесту выбирали старшие. Но, конечно, если у юноши или девушки уже кто-то был на примете, любящие родители могли послать сватов именно к ним. А как знакомились тогда молодые люди? Они играли в игры». Игра в ручеек. Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре. Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимым в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.
Список источников и литературы:
- Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В. В. Колесова: Подгот. текстов В. В. Рождественской, В. В. Колесова и М. В. Пименовой: Худож. А. Г. Тюрин. – М.: Сов. Россия, 1990. – 304 с.
- Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях / Н. И. Костомаров. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях / И.Е. Забелин. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. – Смоленск: «Русич», 2002. – 560 с.
- Русский праздник: Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О. Г. Баранова, Т. А. Зимина и др. – СПб.: Искусство – СПБ, 2001. – 672 с.
- Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собранное М. Забылиным репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: «Книга-Принтшоп» 1990 - 519 с.
- Народные праздники на Святой Руси. Н.П.Степанов. М.: Российский раритет. 1992.
- Полная энциклопедия быта русского народа. И. А. Панкеев. Тт. 1,2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
- http://www.prostranstvo.ru.
- http://folklorus.narod.ru/