Причины трудностей обучения.
- Физиологические:
- Период перестройки всех систем и функций организма;
- Неустойчивость умственной работоспособности;
- Несовершенство регулирующей функции коры головного мозга, которое проявляется в особенностях поведения, в организации собственной деятельности, в эмоциональной сфере;
- Неравномерность психофизического развития, различие в темпах развития мальчиков и девочек;
- Психологические:
Незрелость психических процессов:
- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, моторики.
Как помочь ребенку преодолеть трудности обучения?
- Выяснить причины трудностей со специалистом.
- Выполнять рекомендации по устранению причин.
- Не создавать искусственно новые причины трудностей обучения.
- Изменить отношение к отметке результатов деятельности.
Правила оценочной безопасности.
- Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т.п.)
- Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
- «На бочку дёгтя – ложку мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нём.
- Ставить перед ребенком только конкретные, посильные цели.
- «За двумя зайцами…». Постепенно приучать и обучать выполнять несколько образовательных задач одновременно. На начальном этапе обучения (дошкольный возраст и 1-й класс) перед учеником ставить только одну задачу и оценивать выполнение именно этой задачи, а не всю деятельность в целом.
- Формула «Опять ты не…» – верный способ вырастить Неудачника.
- Родитель! Начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Литература:
«Всё о младшем школьнике» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, Москва, издательский центр «Вента-Граф», 2004
«Трудности обучения в начальной школе» М.М. Безруких, Тула, «Родничок», АСТ «Астрель», Москва, 2004
«Как преодолеть трудности в обучении детей» А.Н. Ануфриев, С.Н. Костромина, издательство «Ось-89», Москва, 1997